Безкоштовний доступ до тестів
Рейтинги ЗВО
З НАМИ - до
ЗНО
на 200 балів !
Проход по ссылкам навигации
30 січня 2014 р. Всi новини

ЕГЭ-2014 изменения не грозят

 

 

Президент Путин поручил Минобрнауки до 1 марта 2014 года вернуть сочинение в итоговую аттестацию школьников.

Однако формулировка поручения оказалась размыта, и эксперты Общественного совета при министерстве теперь ломают голову над тем, в какой форме и каким образом осуществить задуманное главой государства, чтобы не навредить ни ученикам, ни педагогам.

Минувшей осенью идея о том, чтобы вернуть в школы итоговое сочинение, не раз звучала из уст президента. Он говорил об этом на Российском литературном собрании, в послании Федеральному собранию, а также на Совете по культуре, по итогам которого дал поручение Минобрнауки осуществить задуманное не позднее 1 марта 2014 года. Однако формулировка данного поручения вызвала немало вопросов в профессиональном сообществе.

"В поручении президента по итогам заседания Совета по культуре, сказано, что необходимо "учитывать при оценке степени освоения соответствующей образовательной программы полного общего образования результаты публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения". Что значит "учесть результаты"? Неясно, стоит ли вводить обязательный экзамен по литературе в итоговую аттестацию или он должен предшествовать экзаменационной сессии и являться неким допуском к ней? Предположим, речь идет о том, чтобы сочинение стало допуском к ЕГЭ. Если ученик получил "два", мы не допускаем его к экзамену? Или он заведомо не получит на сочинении двойку? Что касается итоговой аттестации, то закон об образовании гласит, что любая аттестация может проводиться только в формате ЕГЭ. То есть не школой, а внешними проверяющими по стандартизованным критериям. Кроме того, результаты экзамена должны учитываться при поступлении в вуз", — отметил в своем выступлении на заседании общественного совета член Общественного совета при Минобрнауки, учитель ГОУ "Центр образования №57" Сергей Волков.

Другой вопрос, которым задался эксперт — какой из предложенных президентом жанров выбрать: защита проекта, устный экзамен или сочинение? Или они все должны присутствовать в равной степени?

"В формулировке президента эти три жанра столкнулись, как мне кажется, не по недомыслию. Это аккуратно сведенные предложения, которые произносились участниками процесса. Формулировка нас не связывает, не заставляет придумывать гибрид, которого еще не бывало. Она дает свободу — мы можем выбрать один из предложенных вариантов.

Но если экзамен по литературе становится итоговой аттестацией, нужно честно признаться, что никакие устные формы здесь невозможны. Устный экзамен, который должен быть организован внешними комиссиями на просторах России — это невообразимо. Нужно будет создать огромное количество передвижных комиссий, которые будут путешествовать по стране. Что касается проекта — это тоже задача, которая по силам далеко не каждому учителю. Кроме того, если у него, скажем, два выпускных класса, ему придется быть руководителем сразу 60 научных работ, что тоже невозможно", — подчеркнул Волков.

Не сильно упростит жизнь педагогов и итоговое сочинение, и дело здесь вот в чем. Сейчас школьники сдают два обязательных экзамена: математику и русский язык. Если ввести обязательное итоговое сочинение, то на одного учителя-словесника ляжет сразу два обязательных экзамена из трех. Многие в условиях неподъемной нагрузки могут просто уволиться, опасается эксперт. Причем, нагрузки возрастают, но далеко не все понимают, какой в этом смысл.

"В последние годы существования сочинения оно стало бессмысленным. Издательства выпускали бесконечные сборники готовых сочинений, школьники их переписывали. Сочинение умерло, потому что устарело морально. Вводить его нужно в новом обличье, перезагрузить, если все-таки мы принимаем такое решение", — полагает Волков.

Но на этом нужно время, и к маю продумать и обсудить все нюансы эксперты могут просто не успеть.

"Несмотря на то, что инициативу возвращения сочинений несколько раз в этом году, в том числе и в своем послании Федеральному Собранию, произносил президент, не нужно поддаваться порыву вводить сочинение уже в этом учебном году, как это делает столичный департамент образования. Да, пробно, да в 10 классе, и не по школьной программе, а по списку "100 книг", но именно в этом году, чтобы все видели, что Москва готова. Такого рода решения дискредитируют задачу, которую поставил президент, и которую, на мой взгляд, нужно выполнять не раньше 2015 года", — считает педагог.

В том, что с введением сочинения торопиться не стоит согласился  и член общественного совета при Минобрнауки, главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. "Третий обязательный экзамен по иностранному языку мы вводим только с 2020 года, давая и учителям, и детям время на подготовку. Когда мы говорим о сочинении, тоже не нужно бежать вперед паровоза только потому, что об этом сказал президент. Даже если это нужно сделать, следует хорошо подумать о том, как сделать так, чтобы не навредить детям", — отметил он.

Придерживаясь заповеди "не навреди", Волков предлагает создать при министерстве сразу две рабочие группы, которые до мая детально проработали бы этот вопрос, обсудили пути решения с профессиональным сообществом, провели необходимые исследования. И только в мае можно было бы вновь вернуться к обсуждению.

При этом учитель русского языка и литературы предложил вполне конкретный вариант того, как все могло бы выглядеть на деле. "Один из итоговых вариантов развития событий может быть таким: перенести ЕГЭ по русскому языку в 9 класс (формально, программа по русскому языку заканчивается именно в 9 классе, и многие задания, которые даются на ГИА, в 11 классе повторяются), в 10 классе ввести обязательный внутришкольный устный экзамен по литературе (проект это будет или устный ответ по билетам, решит школа или сам ученик), а уже в 11 классе ввести итоговое сочинение по русскому языку и литературе с оценкой внешней комиссии. Таким образом, мы поручение выполним на 100%, но разведем экзаменационные формы в разные годы", — подчеркнул эксперт.

При этом он постарался предостеречь коллег от хождения по граблям. "Экзамен должен базироваться на содержании образовательной программы. Мы же сначала придумываем экзамен, а потом, исходя из его содержания, определяем, чему учить, как происходит сейчас с ЕГЭ по русскому языку", — отметил он.

Предложение Волкова о создании рабочих групп при Минобрнауки поддержали и члены Общественного совета, и представители самого ведомства, однако, с некоторыми оговорками. "Мне импонирует предложение о создание двух рабочих групп с тем, чтобы проработать идеи, обозначенные президентом. Но нужно начинать работать очень быстро. Чем раньше мы проработаем механизмы и успеем их обсудить, тем больше мы дадим времени учителям и детям на подготовку. Возможно, потребуется вносить изменения в законодательную базу, поэтому май — поздновато", — первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк.

При этом сам министр Дмитрий Ливанов подчеркнул, что выпускникам этого года итоговое сочинение в любом случае не грозит. "Мы приняли решение не менять правил проведения аттестации в этом году. Обсудив до апреля, вводить все изменения мы планируем со следующего года. В этом году не меняются правила, мы не вводим сочинения", — заверил он.

В свою очередь руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов добавил, что портфолио и средний балл по аттестату в 2014 году чиновники вводить также не планируют. "Никаких принципиальных изменений для учеников в 2014 году не будет", — отметил он.

По словам чиновника, акцент будет сделан на информационной безопасности: планируется оптимизация пунктов проведения экзаменов, организация системы видеонаблюдения, направление федеральных инспекторов, особенно в те пункты, которые вызывали вопросы в 2013 году. Также вводится запрет на наличие, а не только на использование, телефонов в аудитории.

Кравцов также обратил внимание, что в 2014 году власти планируют открыть один-два независимых центра по сдаче ЕГЭ, где можно будет пробовать пройти тестирование несколько раз в течение года.
Что касается утечек, здесь глава Рособрнадзора высказался весьма размыто: в этом году КИМы будут готовиться не в ФИПИ, а в другом месте. Именно это, по его словам, позволит избежать утечек сверху.

Анна Семенец

 

  

За інформацією: rosbalt