Переход на 12-летнее среднее образование, или Попытка №2 Мы должны отказаться от реформомании и системно подходить к реформам в образовании, которые действительно нужны. Об этом корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA сообщил доктор исторических наук, профессор, экс-заместитель главы КГГА по вопросам культуры и охраны культурного наследия, министр культуры Украины (2013-2014) Леонид Новохатько, комментируя анонсированный переход на 12-летнее среднее образование.
«Сама идея 12-летнего образования прижилась в Европе, хотя и не во всех странах, и не все так однозначно, как нам это рассказывают. Но факт такой есть, и он прошел проверку временем. Подчеркну - со значительной модификацией по европейским странам. Например, в Швеции не такая однолинейная схема. Там детсад и начальная школа — это одно, среднее образование, по-нашему до 9 класса — это другое, и там можно получить диплом, документ об окончании этой школы, и высшая школа — по-нашему 9-12 классы — это третье. Туда можно поступать, можно не поступать. У нас пока еще общее образование, это норма нашего законодательства. Поэтому когда у нас говорят про 12-летнее образование, у нас надо это понимать так, что каждый ребенок должен учиться 12 лет. То есть цель может быть, но не надо забывать, что когда мы говорим про какие-нибудь реформы, мы должны поставить вопрос: зачем эти реформы? То есть, какая ее цель, и второе — ее обеспечение. Мы знаем народную мысль, что хорошими помыслами дорога в ад выстлана, то есть многие реформы могут закончиться плачевно. И у нас таких примеров за последние 10-20 лет достаточно, к сожалению. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы мы не ударились в очередную реформоманию. Хотелось бы, чтобы при провозглашении этого тезиса о 12-летнем образовании, мы не забывали, что реформировать надо во имя чего-то», - рассказывает эксперт.
По словам Новохатько, в масштабах страны переход на 12-летнюю систему означает миллиардные расходы из бюджета. «Я хочу напомнить, что у нас уже была попытка перейти на 12-летку, и был год этой системы. Почему это не прижилось? Не просто же так. Очевидно, подсчитали и поняли, что государственная экономика пока не готова. Дай бог, чтобы в перспективе было лучше, но в той ситуации, какая есть в этом году, а я думаю, что и в будущем, - я не очень верю, что государство сможет выделить такие огромные деньги», - подчеркивает экс-министр.
Он отмечает, что нынешнее образование в Украине, его уровень и качество, не самое плохое в Европе и в мире, в том числе и в предыдущее десятилетие и при СССР. «В 60-е годы, когда полетел первый спутник, в США была создана очень серьезная комиссия в конгрессе, которая должна была ответить на вопрос, почему СССР перегнал США? И первым пунктом в выводах этой комиссии значилось: «более высокий уровень образования в СССР, чем в США». За последние 10-15 лет многие украинские специалисты в IT-технологиях рассеялись по всему миру, и многие страны с удовольствием берут их на работу — Канада, Германия, США. Они часто и внутри страны сидят, но работают на крупные иностранные компании. Значит, у них базовое образование такого качества, что они абсолютно конкурентоспособные по сравнению с другими странами. Так что когда мы собираемся что-то реформировать, не надо забывать, что не все и у нас так плохо», - отмечает он.
По его словам, качество профессионального художественного образования в Украине выше, чем в других странах. «У нас система подготовка кадров в сфере искусства более индивидуализирована. Правда, она и более дорогая, если говорить про бюджетную сторону вопроса. Но и при СССР, и Украина сейчас более-менее обеспечивает эту дороговизну и большую индивидуальность обучения, и я двумя руками за то, чтобы не отказываться от нашего украинского опыта», - призывает Новохатько.
Он напоминает, что в школе есть две основные фигуры — ребенок и учитель. «И если не будет уважения к учителю и его социальному обеспечению, пока не будет возвращена престижность учительской профессии, качество обучения в вузах и университетах, 12-летнюю программу или реформу можно объявлять любую, но толку не будет. Мы должны отказаться от реформомании и системно подходить к реформам в образовании, которые действительно нужны. Не хотелось бы, чтобы это просто были лозунги», - говорит профессор.
«Нужно же будет переделать всю линейку предметов, чтобы создать новые учебники. Может, припоминаете, была система производственных комбинатов при школе. Все это сегодня уничтожено. Когда мы говорим про 12-летку, не надо забывать, что в западной системе делается так: до 9 лет — средняя школа, а высшая - 9-12 классы — уже узкопрофессиональные, а для этого необходимы специально оборудованные классы. А у нас все развалили, а нового не создали — вот в чем беда», - отмечает Новохатько.
«Квит (министр образования и науки Сергей Квит – ред.) сказал, что это будет с 1 сентября следующего года, но закона-то еще нет. Я бы очень хотел, чтобы мы начинали с европейской законопослушности и с уважения к закону. То есть министр должен внести закон в ВР, ВР должна его принять в последнем чтении — и тогда уже давать пресс-конференцию, что есть такой-то закон, все будет так-то и так-то. А получается так, что сегодня закона нет, а лозунг — есть. Вот это не европейский подход, к сожалению», - резюмирует Новохатько.
|