Качество образования будут повышать путем оптимизации самой образовательной системы
На очередном заседании Национального совета реформ обсуждался вопрос о реформе образования. О важности этой реформы свидетельствует не только участие в обсуждении высших должностных лиц государства, но и тот факт, что эта реформа касается почти 10 млн. граждан Украины, имеющих отношение к системе образования. «Кроме обеспечения обороноспособности государства образование является первым нашим приоритетом», — подчеркнул Президент Петр Порошенко.
Собственно, ни для кого не секрет, что сфера образования является самой большой статьей затрат государственного бюджета. Между тем эффективность этих капиталовложений крайне низка: увеличение бюджетного финансирования отрасли в последние годы сопровождалось сокращением занятости в ней и снижением качества образовательных услуг. По результатам недавнего опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива, более половины учителей и родителей считают, что качество образования в украинской школе находится на среднем уровне.
В связи с этим интересно взглянуть на то, как планируется реализовать цель образовательной реформы. Она звучит так: «качественное образование, которое готовит критически и творчески мыслящих, общественно активных граждан, способных к самореализации и обеспечению культурного развития и устойчивого экономического роста страны в условиях глобальной конкуренции». Разумеется, механическим увеличением бюджетного финансирования этой цели не достичь. Инициативы, выдвинутые некоторыми чиновниками во время заседания Нацсовета реформ, тоже являются скорее фантазиями, нежели реальными средствами. Так, например, глава Администрации Президента Борис Ложкин предложил учредить программу для талантливых студентов. Ее суть — отправка 500–1000 студентов на учебу в ведущие вузы мира под обязательство вернуться и работать в Украине в качестве государственных управленцев. Из массы возникающих по этому поводу вопросов выделим один: надолго ли хватит амбиций будущих «госуправленцев мирового уровня», если им придется иметь дело с системой, которая сопротивляется любым изменениям (вспоминаем имена Павла Шереметы и Саши Боровика)? Предложение премьер-министра Арсения Яценюка отказаться от учебников в пользу планшетных компьютеров, поскольку, по его словам, комплект учебников на год стоит минимум 1050 грн., а самый дешевый «планшет» — около 2 тыс. грн., тоже вызывает скепсис. Ведь помимо того, что разработка контента для планшетов потребует значительных средств, мировые исследования давно доказали: электронные девайсы облегчают школьные портфели, но не повышают образовательный эффект.
Собственно, в презентации образовательной реформы, подготовленной Министерством образования и науки, подобной экзотики нет. Зато в ней проведена четкая взаимосвязь между повышением качества образования и оптимизацией самой образовательной системы. Более того, для достижения заявленной цели реформы потребуется тектонический сдвиг в общественном сознании и даже серьезные перемены в жизненном укладе. А это — огромнейший риск для такого рода преобразований. И он хоть и осознается авторами реформы, но, судя по всему, пока они предпочитают о нем не говорить публично. Рассмотрим, в чем же суть этого риска.
Прежде всего следует отдать должное Минобразования, которое, представляя реформу, хоть и между строк, но все же признало наличие ряда критических факторов, с которыми нужно просто смириться. Фактор первый: получить образование, дотягивающее до статуса «качественного», можно только в крупном населенном пункте. Усиленная «интернетизация» или «планшетизация» сельских школ проблемы не решает. Фактор второй: рынок образования, если его вообще можно назвать рынком, у нас до сих пор остается «диким». Увеличение госзаказа на подготовку специалистов по естественно-научным и техническим специальностям не добавляет популярности этим специальностям — люди все равно идут учиться на «юристов-финансистов», пусть даже на контрактной основе. Фактор третий: сама жизнь (демографическая ситуация, потребности работодателей) требуют быстрой реакции образовательной системы — не только в плане усовершенствования учебных программ, но и в плане развития или оптимизации инфраструктуры учреждений образования. Но сделать это быстро по понятным причинам не получается. Вот и констатирует руководство Минобразования ситуацию: для достаточного охвата детей дошкольным образованием нынешняя инфраструктура слишком мала, для охвата средним и особенно высшим образованием — слишком велика.
Выход из ситуации авторы реформы видят в следующем. Дошкольное образование должно быть везде, где есть дети. То есть если не хватает муниципальных детских садов, нужно стимулировать появление частных — упростить их регистрацию, осовременить (видимо, тоже упростив) санитарные нормы для их функционирования. Или же — довозить детей на специальных автобусах к опорному учреждению. В свою очередь, среднее и высшее образование должно концентрироваться там, где есть материально-техническая база и подготовленные педагогические кадры. Понятно, что материально-техническое обеспечение для классов физики, химии, биологии (на его обновление в 2016 году выделят 250 млн. грн.) не будет направлено в малокомплектные школы, которых, по данным Минобразования, в Украине аж 37%.
Иными словами, речь идет о том, что за образованием буквально придется ездить. То есть реформа закладывает идею мобильности людей начиная с дошкольного возраста. Теоретически это очень хорошо. Практически это означает ряд рисков, о которых уже шла речь. Во-первых, дорожно-транспортная система
страны находится в плачевном состоянии — стресс, связанный с перемещением ребенка к «образовательному центру» и обратно домой, способен убить любую мотивацию к получению образования. Поэтому вокруг опорных образовательных учреждений надо развивать систему общежитий — а это дополнительные расходы для местных бюджетов.
Во-вторых, не так просто преодолеть традиционную психологическую установку родителей на то, что мобильность их чад начинается с момента получения аттестата зрелости, а не раньше. Ведь эта мобильность непосредственно отразится на семейном бюджете. А понятие ценности образования приобретает вполне четкое материальное выражение. Поэтому надо прогнозировать значительный рост числа детей, которые по этой причине не получат полного среднего образования.